Все компании, осуществляющие лизинг нефтегазовой техники на территории Российской Федерации, можно разделить на:
- собственные лизинговые компании, созданные в рамках корпораций. Целью их деятельности является распределение средств самой компании с использованием налоговых преимуществ. Лизинг в этом случае может применяться как инструмент распределения долгосрочных инвестиций (10 – 15 лет) с использованием налоговых преимуществ. Прямой зависимости между потребностью этих компаний в инвестициях и использованием лизинговой схемы нет, потому что в зависимости от ситуаций могут применяться различные методы налогового планирования.
- государственные лизинговые компании. Это компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета. В вопросе создания государственной лизинговой компании в России существуют некоторые разногласия. Так, одни эксперты считают, что развивающиеся нефтегазовые предприятия из-за отсутствия необходимых финансовых средств не смогут приобрести необходимое оборудование и осуществить разработку месторождений, транспортировку сырья и его переработку. Поэтому создание государственных лизинговых компаний будет способствовать приобретению высококачественного дорогого оборудования и, следовательно, развитию нефтяной отрасли в целом. Другие же эксперты говорят о том, что создание таких компаний будет усложнено различными конкурсами, тендерами на участие и может образовать «перекос» в рисках и ответственности субъектов лизинга из-за использования одним из них бюджетных средств.
- компании, созданные банками. Банк предоставляет кредит лизинговой компании для приобретения нефтегазового оборудования. Лизинговая компания сдает данное оборудование в лизинг нефтегазовой компании, которая его эксплуатирует. В процессе использования данного промышленного оборудования нефтегазовая компания осуществляет платежи лизинговой компании, а та, в свою очередь, из этих средств выплачивает налоговые платежи в бюджет. На заключительном этапе лизинговая компания оплачивает проценты за использование кредитов банку, который также платит налоги в бюджет.
Для развития лизинга промышленного оборудования и нефтегазовой отрасли в целом, необходимо проведение следующих мероприятий:
- Развитие правовой базы. На сегодняшний день многие вопросы, возникающие при проведении лизинговых операций (правовые и налоговые аспекты лизинговой деятельности), до сих пор являются неурегулированными. Совершенствование правовой и нормативной базы финансового лизинга позволит российским лизинговым компаниям развиваться более стремительными темпами и аккумулировать большие финансовые ресурсы с целью их дальнейшего инвестирования в российскую промышленность.
- Финансирование. В настоящее время лизинг нефтегазовой техники в России осуществляется по принципу коротких кредитов под достаточно высокие проценты. Существует необходимость в более дешевом долгосрочном финансировании. В федеральный бюджет следует заложить средства на оказание государственной поддержки российским развивающимся нефтегазовым компаниям для создания для них благоприятных экономических условий по приобретению ими путем лизинга необходимого промышленного оборудования.
- Налогообложение. Для развития лизинга нефтегазовой отрасли необходимо создать благоприятную налоговую среду за счет предоставления различного рода налоговых льгот и освобождений для всех субъектов лизинга.
- Страхование. Всем российским и иностранным инвесторам, вкладывающим денежные средства в реализацию лизинговых проектов с нефтегазовой техникой необходимо предоставить государственные гарантии. Существует также необходимость более надежной защиты прав и интересов лизингодателя в случае неплатежей.
Во всем мире лизинг признается как один из эффективных и надежных методов инвестирования средств в оборудование. Преимущества лизинга по сравнению с другими формами инвестирования в основной капитал предприятий состоят в следующем [2, с. 35]:
- инвестирование в форме оборудования в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняется право собственности на переданное оборудование;
- лизинг не требует немедленного начала платежей. Это позволяет без резкого финансового напряжения обновлять материально-техническую базу предприятия;
- условия договора лизинга более гибкие, чем кредитные отношения. Они позволяют участникам выработать удобную для них схему выплат, составить гибкий график лизинговых платежей в соответствии с операционным циклом и потоком денежной наличности у лизингополучателя;
- договор лизинга часто содержит в себе условия о технической поддержке оборудования лизингодателем. Например, осуществление ремонта и сервисного обслуживания оборудования, полную или частичную замену старого оборудования на новое и т.д;
- для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа оборудования, поскольку оборудование не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;
- лизинговое имущество не числится на балансе у лизингополучателя, оно не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;
- лизинговые платежи относятся на издержки производства и обращения, и, следовательно, снижают налогооблагаемую прибыль;
- для лизингодателя существуют амортизационные и налоговые льготы, которыми он может «поделиться» с лизингополучателем посредством уменьшения размера лизинговых платежей.
- Среди недостатков лизинга отметим следующие:
- лизингодатель подвержен риску получения лизинговых платежей и морального старения оборудования;
- для лизингополучателя стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита;
- лизингополучатель в случае необходимости банковского займа не может предоставить свои основные средства в качестве залога, так как он не является их собственником. Это снижает шансы лизингополучателя к получению такого займа на более выгодных условиях.
Таким образом, лизинг играет важную роль в обновлении производства, активизации инвестиционной деятельности компании и расширении рынков сбыта продукции. Техника в лизинг стимулирует эффективное использование основных средств и исключает нерациональное использование оборудования.
Литература:
- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ).
- Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 224 с.
- Специализированный электронный журнал «Бурение и нефть», май 2012. // http: //www.burneft.ru/issues/2012-05/3.