Цели управления охраной труда – совершенствование организации работы по обеспечению безопасности; снижение травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственногопроцесса.
Под управлением охраной труда понимают планомерный процесс воздействия на систему «человек- машина- производственная среда». Для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.Управление охраной труда можно представить как непррывный процесс последовательно осуществимых стадий-
-
оценка папрметров условий труда;
-
формирование целей и постановка задач;
-
составление программ;
-
оперативное управление программами;
-
оценка эффективности осуществления процесса управления программами;
-
стимулирование исполнителей.
Задачи управления охраной труда
Каждая задача по сути представляет собой подсистему управления, которая может быть рассчитана и детализирована на большое число конкретных задач. Степень детализации зависит от масштабов производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления, значимостью конечных результатов, сложностью и объемом требуемой исходной и выходной информации.
Функции управления охраной труда
Каждая из задач, решаемых в системе управления охраной труда, должна реализовываться посредством функции управления. К ним относятся:
-
функции учета, анализа и оценки объектов управления
-
функция контроля
-
функция планирования и прогнозирования
-
функция стимулирования
-
функция организации «координации» регулирования
Объекты управления охраной труда
Управлению подлежит именно деятельность служб, отделов и конкретных исполнителей, направленная на достижение целей управления. Конечной целью управления в общем случае является улучшение состояния и условий охраны труда.
Информация в управлении охраной труда
Всю информацию, необходимую для управления охраной труда, можно условно разделить на нормативную и осведомляющую.
Нормативная информация содержит сведения, характеризующие требуемое состояние объектов управления.
Осведомляющая информация характеризует действительное, конкретное на данный отрезок времени состояние объектов управления.
Нормативная информация относительно устойчива, поскольку объекты управления, их параметры и нормы в течение длительного времени не неизменны.
Осведомляющая информация, отражающая быстро изменяющуюся действительность конкретного производственного процесса, постоянно меняется.
К нормативной информации по охране труда относятся, прежде всего, нормы права, устанавливаемые государством или по его поручению соответствующими органами и организациями, направленные на предупреждение несчастных случаев и профзаболеваний.
Все нормы охраны труда делят на две группы. Технические нормы, определяющие взаимоотношение человека с орудиями и предметами труда. Эти нормы являются наиболее точными и однозначными. Ко второй группе относятся правовые нормы, которые регламентируют действия и поведение людей. Правовые нормы, в отличие от технических, являются более абстрактными, поскольку излишняя конкретизация поведения работающих.
К осведомляющей информации предъявляются следующие требования. Она должна быть:
-
Оптимальной, т.е. должна быть содержать минимальное число показателей, дающих возможность максимально характеризовать данный фактор для принятия решения.
-
Своевременной
-
Достоверной
-
Ценной, т.е. содержать сведения, уменьшающие степень неопределенности наших знаний об объекте управления
-
Простой и ясной для того, чтобы ею можно было пользоваться без преобразований.
-
Меняемой , по возможности, в одних и тех же с нормативными актами единицах.
Обеспечение безопасности технологических процессов.
Одной из основных и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов. В самом общем виде безопасность можно представить в виде следующей структурной модели:
Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи
Основными задачами службы охраны труда являются:
-
Организация и координация работы по охране труда на предприятии
-
Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ работниками предприятия
-
Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно- обусловленных заболеваний и улучшению условий труда
-
Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Правовые вопросы охраны труда
Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда
6 августа 1993 года приняты и с 1 сентября этого года вступили действия Основы законодательства РФ об охране труда ( в дальнейшем основы) – законодательный акт специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права.
Основные положенияв этом акте заключаются в следующем:
-
Определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;
-
Определено управление ОТ как на государственном , так и на уровне предприятий и их объединений;
-
Установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению ОТ на предприятии;
-
Проведение обучения и инструктажа работников по ОТ, проведение медицинских осмотров;
-
Определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
-
Предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;
-
Определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; опрелены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
-
Предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.
Основные принципы государственной политики в области ОТ предусмотрены в статье 3. Лейтмотивом совместных органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав- это по существу главная цель всего законодательного акта.
Помимо Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ, в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992г.) В КЗоТ имеется специальный раздел «Охрана труда» (Глава Х), состоящий из 21 статьи.
Статьями 245, 246, 247 КЗоТ РФ предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок –Госэнергонадзор России, за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил – Госкомсанэпиднадзор России.
Конституция РФ, принятая 12 декабря, содержит несколько статей, которые относятся к охране туда (статьи 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60).
Государственные правовые акты по охране труда.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 года №937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» нормативные правовые акты по ОТ подразделяются на следующие виды:
Правила акты по охране труда.
Таблица
Наименование нормативного правого акта |
Органы, утверждающие норм. правовые акты |
|
Полное |
Сокращенное |
|
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда |
ГОСТ З ССБТ |
Госстандарт России, Минстрой России |
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности |
ОСТ ССБТ |
Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила |
СП |
Госкомсанэпиднадзор РФ |
Санитарные нормы |
СН |
|
Гигиенические нормативы |
ГН |
|
Санитарные првила и нормы |
СаНПиН |
|
Правила безопасности |
ПБ |
Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией |
Правила устройства и безопасной эксплуатации |
ПУБЭ |
|
Инструкции по безопасности |
ИБ |
|
Правила по охране труда межотраслевые |
ПОТ М |
Минтруд РФ |
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) |
Минтруд РФ, Федеральные органы надзора |
|
Правила по охране труда отраслевые |
ПОТ О |
Федеральные органы исполнительной власти |
Типовые отраслевые инструкции по ОТ |
ТОИ |
Федеральные органы исполнительной власти |
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) |