Перейти к содержимому
Главная страница » Современные технологии GTL (газ в жидкость)

Современные технологии GTL (газ в жидкость)

0
(0)

В последние годы широко обсуждается вопрос о переходе от использования в качестве углеводородного сырья нефти к газообразному углеводородному сырью. В этой связи появляются новые технологии и процессы. Среди них наиболее перспективны технологии GTL.

 Основной принцип GTL заключается в переводе газа в жидкое состояние (gas to liquids technologies). При этом сырьем могут быть природный газ, попутный газ нефтедобычи, биогаз, биомасса, уголь. Последнюю технологию иногда называют CTL (Coal-to-Liquid).

 В GTL-процессе производится синтетическое жидкое топливо (СЖТ): синтетическая нефть и дизельное топливо, — а также нафта, смазочные масла, парафины. Синтетическая нефть транспортируется вместе с обычной нефтью либо конденсатом на дальнейшую переработку. Дизельное топливо используется непосредственно в тех регионах, где производится.

 На рынке GTL значительную роль играют компании Sasol (ЮАР), Royal Dutch/Shell, Е Mobil Syntroleumentech, ConocoPhilips, BP, ChevronTexaco, EuroilLtiiucL, которые имеют собственные проекты GTL на разных стадиях реализации от опытных установок до действующих предприятий.
Переход многих компаний мира на GTL-технологии вызван рядом причин.

 Во-первых, отдаленность месторождений газа. По оценкам специалистов до 70% разведанных запасов газа смещаются на более дальние расстояния от конечного потребителя. Прокладка газопроводов к ним зачастую экономически не обоснована. Эффективнее газ преобразовывать в жидкость на месте его добычи с более низкими затратами. Помимо этого, в ряде других случаев, это поможет решить и экологические вопросы, так как отпадет необходимость сжигать ПНГ. Это актуально для России в связи с госрегулированием величины сжигания ПНГ. 

 Во-вторых, рост цены на нефть. Специалисты нефтедобывающих компаний сходятся в том, что снижение мирового производства нефти можно будет наблюдать уже через 5-10 лет, что естественным образом приведет к увеличению роста цен. Поэтому поиск альтернативных путей получения углеводородов является актуальным.

В-третьих, качество продуктов переработки. В синтезируемых продуктах намного легче контролировать уровень содержания примесей.

GTL-технологии базируются на открытиях, совершенных в XX веке.

Возможность получения смеси углеводородов и кислородных соединений в каталитической реакции водорода с монооксидом углерода была открыта в Германии. Два химика Франц Фишер и Ганс Тропш в 1920 году разработали уникальный химический процесс получения синтетического топлива из угля, который был назван их именами (процесс Фишера-Тропша). Процесс заключается в том, что уголь в присутствии водяного пара и кислорода подвергается газификации с образованием синтез-газа (смесь водорода и оксида углерода в определенном соотношении), который подвергается очистке и далее превращается в синтетические жидкие углеводороды (СЖУ).
Процесс преобразования природного газа в синтетические углеводороды проходит в три этапа (рис. 9):
производство синтез-газа;
— конверсия газа в жидкость;
— переработка полученных углеводородов в конечные продукты.

i9

Первая стадия получения синтез-газа самая дорогая и трудоемкая. Для получения синтез-газа из метана в промышленности используют, как правило, паровую конверсию, либо парокислородную конверсию:

f1

В зависимости от исходного вида катализатора Фишера-Тропша (гранулы носителя, пропитанные кобальтом, или порошок, стойкий к истиранию) используют различные реактора. Гранулированным катализатором наполняют трубчатые реактора с фиксированным насыпным слоем (рис. 10 а). Тепло реакции отводят в межтрубном пространстве с использованием воды.

Порошковый катализатор используют в барботажных

реакторах (рис. 10 б): порошок взвешен в расплавленном жидком парафине, через который барботируют синтез-газ. Преимущества такого типа реактора определяются более простой конструкцией и высокой производительностью. Кроме того, известны реактора на жидкой основе, в которых газ продувается через подвижную основу твердых частиц катализаторов.

i10

На третьей стадии осуществляется облагораживание газожидкостной смеси углеводородов (процессы гидрирования, гидрокрекинга, гидроизомеризации и ректификации). Капитальные затраты на организацию работ этой стадии составляют 5-15%. На финальной стадии следует этап разделения, когда происходит разделение по группам товарных продуктов и отходов.

Непрореагировавший синтез-газ, а также летучие углеводороды направляются в риформинг на дожигание.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.