Перейти к содержимому
Главная страница » Управление охраной труда на предприятии

Управление охраной труда на предприятии

0
(0)

Цели управления охраной труда – совершенствование организации работы по обеспечению безопасности; снижение травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственногопроцесса.

Под управлением охраной труда  понимают планомерный процесс воздействия на систему «человек- машина- производственная среда». Для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.Управление охраной труда можно представить как непррывный процесс последовательно осуществимых стадий-

  • оценка папрметров условий труда;

  • формирование целей и постановка задач;

  • составление программ;

  • оперативное управление программами;

  • оценка эффективности осуществления процесса управления программами;

  • стимулирование исполнителей.

Задачи управления охраной труда

Каждая задача по сути представляет собой подсистему управления, которая может быть рассчитана и детализирована на большое число конкретных задач. Степень детализации зависит от масштабов производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления, значимостью конечных результатов, сложностью и объемом требуемой исходной и выходной информации.

Функции управления охраной труда

Каждая из задач, решаемых в системе управления охраной труда, должна реализовываться посредством функции управления. К ним относятся:

  1. функции учета, анализа и оценки объектов управления

  2. функция контроля

  3. функция планирования и прогнозирования

  4. функция стимулирования

  5. функция организации «координации» регулирования

Объекты управления охраной труда

Управлению подлежит именно деятельность служб, отделов и конкретных исполнителей, направленная на достижение целей управления. Конечной целью управления в общем случае является улучшение состояния и условий охраны труда.

Информация в управлении охраной труда

Всю информацию, необходимую для управления охраной труда, можно условно разделить на нормативную и осведомляющую.

Нормативная информация содержит сведения, характеризующие требуемое состояние объектов управления.

Осведомляющая информация характеризует действительное, конкретное на данный отрезок времени состояние объектов управления.

Нормативная информация относительно устойчива, поскольку объекты управления, их параметры и нормы в течение длительного времени не неизменны.

Осведомляющая информация, отражающая быстро изменяющуюся действительность конкретного производственного процесса, постоянно меняется.

К нормативной информации по охране труда относятся, прежде всего, нормы права, устанавливаемые государством или по его поручению соответствующими органами и организациями, направленные на предупреждение несчастных случаев и профзаболеваний.

Все нормы охраны труда делят на две группы. Технические нормы, определяющие взаимоотношение человека с орудиями и предметами труда. Эти нормы являются наиболее точными и однозначными. Ко второй группе относятся  правовые нормы, которые регламентируют действия и поведение людей. Правовые нормы, в отличие от технических, являются более абстрактными, поскольку излишняя конкретизация поведения работающих.

К осведомляющей информации предъявляются следующие требования. Она должна быть:

  • Оптимальной, т.е. должна быть содержать минимальное число показателей, дающих возможность максимально характеризовать данный фактор для принятия решения.

  • Своевременной

  • Достоверной

  • Ценной, т.е. содержать сведения, уменьшающие степень неопределенности наших знаний об объекте управления

  • Простой и ясной  для того, чтобы ею можно было пользоваться без преобразований.

  • Меняемой , по возможности, в одних и тех же с нормативными актами единицах.

Обеспечение безопасности технологических процессов.

Одной из основных и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов. В самом общем виде безопасность можно представить в виде следующей структурной модели:

 

Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • Организация и координация работы по охране труда на предприятии

  • Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ работниками предприятия

  • Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно- обусловленных заболеваний и улучшению условий труда

  • Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

Правовые вопросы охраны труда

Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда

6 августа 1993 года приняты и с 1 сентября этого года вступили действия Основы законодательства РФ об охране труда ( в дальнейшем основы) – законодательный акт специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права.

Основные положенияв этом акте заключаются в следующем:

  • Определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

  • Определено управление ОТ как на государственном , так и на уровне предприятий и их объединений;

  • Установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению ОТ на предприятии;

  • Проведение обучения и инструктажа работников по ОТ, проведение медицинских осмотров;

  • Определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

  • Предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций  за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;

  • Определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; опрелены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

  • Предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

Основные принципы государственной политики в области  ОТ предусмотрены в статье 3. Лейтмотивом  совместных органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав- это по существу главная цель всего законодательного акта.

Помимо Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ, в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992г.) В КЗоТ имеется специальный раздел «Охрана труда» (Глава Х), состоящий из 21 статьи.

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ РФ предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок –Госэнергонадзор России, за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил – Госкомсанэпиднадзор России.

Конституция РФ, принятая 12 декабря, содержит несколько статей, которые относятся к охране туда (статьи 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60).

Государственные правовые акты по охране труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 года №937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда  в РФ» нормативные правовые акты по ОТ подразделяются на следующие виды:

Правила акты по охране труда.

Таблица

Наименование нормативного правого акта

Органы, утверждающие норм. правовые акты

Полное

Сокращенное

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТ З

ССБТ

Госстандарт России,  Минстрой России

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности

ОСТ ССБТ

Федеральные органы исполнительной власти

Санитарные правила

СП

Госкомсанэпиднадзор РФ

Санитарные нормы

СН

Гигиенические нормативы

ГН

Санитарные првила и нормы

СаНПиН

Правила безопасности

ПБ

Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией

Правила устройства и безопасной эксплуатации

ПУБЭ

Инструкции по безопасности

ИБ

Правила по охране труда межотраслевые

ПОТ М

Минтруд РФ

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

Минтруд РФ, Федеральные органы надзора

Правила по охране труда отраслевые

ПОТ О

Федеральные органы исполнительной власти

Типовые отраслевые инструкции по ОТ

ТОИ

Федеральные органы исполнительной власти

Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.